Нелли | Дата: Пятница, 12.06.2015, 22:49 | Сообщение # 1 |
Сообщений: 278
Награды: 0
Репутация: 2
Статус: Offline
|
МАКСИМ РУССО
7 марта появилось сообщение, что активисты ИГИЛ при помощи бульдозеров разрушили город Хатра, один из иракских исторических памятников, признанных объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО – город Хатра.
Этот город, современник Пальмиры и Баальбека, располагался на севере Ирака, к югу от Мосула. В течение долгого времени правителями Хатры удавалось балансировать между двумя грозными соседями: Римом и Парфией – сохраняя фактическую независимость. О Хатре упоминали Арриан, Страбон, Плутах, Тацит, Дион Кассий, Аммиан Марцеллин.
В I веке до нашей эры в северной Месопотамии стали появляться поселения арабских племен, проникавших туда и раньше из лежащего южнее Аравийского полуострова. В этот период и возник город Хатра, название которого родственно арабскому слову ḥāḍirat(un) «оседлость, оседлый». В Хатре, как и в других поселения, арабы смешивались с местными жителями, говорившими по-арамейски, в окрестностях оставались кочевые арабские племене. Вокруг Хатры это были племена куда‘а и бану хулван. По-арабски город назывался al-Ḥaḍr, по-арамейски Ḥaṭrā, Ḥaṭre, греческие авторы называли его Ἄτρα или Ἄτραι. Скорее всего, до основания арабского поселение в этом месте уже жили представители какого-то семитского народа, возможно, ассирийцев. Позднее население города стало еще более смешенным, включив и парфян, и греков, а в III веке и римлян.
Номинально Хатра подчинялась парфянским царям из династии Аршакидов, но по большому счету она сохраняла независимость. Римляне в те времена разделяли эту территорию на зоны своего и парфянского владения. Часть, которую контролировал Рим, называлась Arabia Petrae, зависимая от Парфии – Arabia Deserta. Но была и Arabia Felix «Счастливая Аравия», независимая зона между двумя великими державами. К ней относились, например, Хатра, Пальмира и Эдесса.
Руины Хатры. Фотография 1988 года
Через Хатру проходили пути, связывавшие Парфию с северной Месопотамией и Сирией. Как писал Аммиан Марцелин, лично побывавший в Хатре, «из-за своей плоской поверхности, пустынного окружения и многих питьевых колодцев эта область особенно благоприятна для верблюжьих караванах, хотя, возможно, и не самых крупных». Действительно, не смотря на то, что Хатра лежит в безводном русле вади Тартар, водоносный пласт залегает сравнительно неглубоко. В районе Хатры воду доставали с глубины восемь метров, в городе было немало колодцев, что позволяло ему неоднократно выдерживать вражеские осады.
Император Траян, совершивший военный поход на Парфию в 115 – 116 годах, видимо, сумел мирным путем овладеть Хатрой. Археологи нашли в городе его статую, а на монетах Хатры облик бога Солнца явно напоминал портрет Траяна. Но вскоре после окончания парфянской компании в городах Месопотамии началось антиримское восстание. Выступления в Эдессе и Нисибине были подавлены, а вот Хатру покорить не удалось. Город осадили войска самого императора, недавно взявшие парфянскую столицу Ктесифон. В какой-то момент римлянам удалось пробить крепостную стену, но они были отброшены. Как рассказывает Дион Кассий, император со свитой неосторожно приблизился к стенам города, он, «узнанный по гордой осанке и седине, был обстрелян, и его адъютант убит». В конце концов войско Траяна отступило. Во время осады император заболел и умер, не добравшись до Рима. Возможно, после успешного отражения войск Траяна хатрийцы разрушили его статую, а голову ее выставили, как военный трофей, перед алтарем одного из храмов, где она и была найдена археологами.
Голова императора Траяна (Safar, Mustafa 1974)
Прошло немного времени и в результате похода полководца Луция Вера в 162 – 167 годах римское влияние в северной Месопотамии усилилось. Царь Хатры Санатрук стал союзником Рима, но независимость сохранил. В 190-е годы в Римской империи началась война между двумя претендентами на императорский престол: Септимием Севером и Песценнием Нигером. Царь Хатры оказал поддержку последнему, послав ему на помощь отряд лучников. В 197 году победивший Септимий Север совершил поход на парфян, взяв Селевкию и Ктесифон. А на обратном пути, подобно Траяну, решил покорить и Хатру.
Царь Хатры Санатрук (Safar, Mustafa 1974)
Геродиан, описывая поход Септимия Севера, называет Хатру городом, «построенным на холме, окруженным высокими и естественными стенами и сильным своими многочисленными лучниками». Войско римлян использовало осадные машины, но не смогло добиться успеха. Со стен города на легионеров летели стрелы, камни, а также глиняные сосуды с ядовитыми насекомыми, которые наносили тяжелые раны (комментаторы спорят, были ли это пчелы или скорпионы). Многие римляне умирали «от удушливого воздуха и чрезмерного солнечного жара». Осадные орудия римлян сжигались, согласно Диону Кассию, «хатрийским огнем» – зажигательной смесью из нефти, битума и серы. В результате Септимий Север вынужден был отступить от стен Хатры.
В Ардашир Папакан 224 году разбил парфянского царя Артабана V и стал царем Ардаширом I из новой династии – Сасанидов. В 230 году Ардашир осадил Хатру, но успеха не добился. Как рассказывает Дион Кассий, «перс Артаксеркс после трех побед над парфянами и после того, как царь Артабан был убит, напал на Хатру, действуя против нее, как против римлян. Он пробил ее стену, но после гибели множества своих солдат отступил в Мидию». Вскоре началась война между Ардаширом и римлянами и в поход на восток отправилась армия императора Александра Севера. Хатра заключила с римлянами союз против Сасанидов, и в городе в 234 году был размещен римский гарнизон. Археологи нашли остатки баллисты и целый ряд надписей, которые свидетельствую о пребывании римских солдат в Хатре как минимум до 238 года.
Статуя богини из Хатры (Safar, Mustafa 1974)
Сын Ардашира I Шапур I тоже решил захватить Хатру. По свидетельствам разных источников, осада длилась от двух до четырех лет. Воины Шапура окружили город насыпью, чтобы их катапульты могли обстреливать городские строения. Наконец, Шапур сумел взять и разорить Хатру, убив около десяти тысяч человек.
Арабское предание сохранило историю о том, что город был взят из-за предательства. Дочь царя Хатры, которую в легендах называют Надирой или Нусерой, полюбила Шапура, увидев его с крыши. Она отправила ему послание, спросив, что она получит, если поможет захватить Хатру. Шапур ответил: «Возьму тебя для самого себя и возвышу над всеми женщинами». Тогда царевна открыла секрет: «Возьми кровь голубки, смешай ее с менструальной кровью голубоглазой женщины, и напиши этой смесью на шее голубя, и выпусти его. Как только он сядет на стену, она разрушится». Царь захватил город и сыграл свадьбу с Нусерой. Во время брачной ночи ей не спалось, «она ворочалась на царском ложе, которое показалось ей необыкновенно жестким только потому, что на него попал кусочек мирты». Вскоре царь приказал поставить Нусеру на самое высокое здание, выполнив тем самым свое обещание. Затем он сказал: «Ты не могла быть верной дочерью, ты не сможешь быть и верной женой» - и велел двум всадникам привязать ее к хвостам коней и разорвать на части.
Аммиан Марцеллин, участвовавший в IV веке в походе императора Юлиана Отступника в Месопотамию, называл Хатру «древним городом, расположенным среди пустыни и уже давно покинутым». Видимо, окрестности Хатры опустели не полностью или же были населены вновь. Арабский доисламский поэт ал-‘Аша ибн Маймун ибн Кайс из жившего в северном Ираке племени бакр в начале VII века писал: «Ты не видел Хатры? Посмотри, ее жители – богаты». Но во всем своем блеске Хатра уже так и не восстановилась.
Статуя богини в Хатре. Фотография 2007 года
Какой же была Хатра в I – III веках, в эпоху своего расцвета? Город был округлой формы, окруженный двойной стеной. Расстояние между внешней и внутренней стенами составляло 400 метров. Там располагался ров с водой. На стенах было 60 больших и 300 малых башен. Периметр внутренних стен составлял шесть километров, а площадь города - 320 гектар. В центре находился дворцово-храмовый комплекс, также окруженный стеной. В Хатре были богатые особняки, гробницы, а также амфитеатр и ипподром. Количество жителей по наиболее вероятным оценкам составляло от 17 до 30 тысяч человек.
План города Хатра по данным немецкой археологической экспедиции 1911 года
Как мы уже говорили, в городе проживали представители разных народов. Основной разговорный язык был арабским, а вот писали по-арамейски, но влияния арабского проявляется и в грамматике хатрийских надписей и в немалом числе арабских лексических заимствований. Хатрийских надписей насчитывается около 600. Их язык, разновидность арамейского, часто называют хатранским. Опубликовавший в 1998 году новое издание корпуса надписей К. Байер предложил название восточномесопотамский арамейский язык, так как его характерные черты встречаются не только в надписях из Хатры, но и из соседнего города Ашшура. Имена жителей Хатры также преимущественно были арамейскими или арабскими.
Фрагмент одной из надписей Хатры (Safar, Mustafa 1974)
Хатра была крупным культовым центром, а главным почитавшимся в ней богом был Шамш, бог Солнца. Храм Шамша – Эсагила (аккад. из шумер. E2-sag-ila2 «величественный храм», букв. «храм, поднявший голову») – располагался в центре Хатры. Основу богатства города составляли подношения храмам. Дион Кассий говорил о Хатре: «известная обилием своих богатств и особенно приношениями Гелиосу, главному божеству города и окрестностей». На монетах Хатры по-арамейски писали ḥaṭr dšmš «Хатра Шамша» (букв. «место жительства Шамша»).
Солнечный бог Шамш (Safar, Mustafa 1974)
Большая часть населения так или иначе обслуживала городские храмы и паломников. Также город был транзитным пунктом на торговом пути из Сирии в северный Ирак и далее в Иран. В Хатре жили представители разных ремесел, которые объединялись в товарищества, известные нам по посвятительным надписям: седельники, прядильщики льна, ткачи, строители, кузнецы, а также прорицатели, толкователи снов, писцы и врачи. Купцы из Хатры были известны и в других городах. В надписях Пальмиры упоминаются bny ḥṭry «сыны Хатрайа», которые, скорее всего, были проживавшими Пальмире хатрийскими торговцами.
В храмовой архитектуре Хатры присутствуют элементы и греческой, и месопотамской и иранской традиции. Основные храмовые постройки располагались в Теменосе – прямоугольном участке в центре города, размером 435 на 320 метров, окруженном стеной. В этой стене было двенадцать ворот, главные ворота – на восточной стороне. Внутри Теменос был разделен поперечной стеной на большую (восточную) и малую (западную) части. В восточной части обширная площадь служила не только сакральным местом, но и городским рынком.
Центр Хатры. Фотография 2007 года Близко к внутренней стене с восточной стороны располагалось здание эллинистического храма с двумя колоннадами, ионического и коринфского стилей. На ее портиках были мозаичные изображения, среди которых интересен круг («дурной глаз»), который атакуют разные существа: человек, птица, скорпион, змея и собака.
Эллинистический храм. Фотография 2008 года «Дурной глаз» на портале эллинистического храма (Safar, Mustafa 1974)
К поперечной стене примыкали с обеих сторон строения, предназначенные для сакральных трапез. В западной части Теменоса располагался главным храм города – Эсагила, святилище солнечного бога Шамша.
В Хатре найдено более шестидесяти статуй и рельефов. Для их изготовления помимо обычного для Сирии и Месопотамии известняка использовали также местный мрамор: белый и серо-зеленый. Скульптуры несут черты как греко-римского, так и парфянского искусства. Одежда и прически у изображенных богов и людей парфянские. Интересно, что традиционные образы греческих богов, проникшие в Месопотамию, стали использоваться для изображения собственных божеств. Например, семитская богиня Аллат, изображением которой изначально служил камень, в скульптурах приобрела черты богини Афины. Особенно популярны статуи Геракла с его обычными атрибутами: львиной шкурой и дубинкой. Но в Хатре они изображали бога Нергала. Даже великий бог Шамш «позаимствовал» некоторые черты у статуй греческого Гелиоса.
Нергал / Геракл (Safar, Mustafa 1974)
Скульптуры мужчин: богов и людей – часто в стандартной позе. Они стоят во весь рост, правая рука поднята в приветствии с ладонью, развернутой вперед, левая лежит на колене или рукояти меча, или же держит перо. У сидящих на троне фигур левая рука лежит на колене ладонью вверх, правая почти прижата к груди.
В Хатре почитали богов вавилонских (Шамаш/Шамс, Нанайя, Нергал, Набу) и сирийско-арамейских (Ба‘ал-Шамин, Атаргатис), угаритских (Гадде, Шахар), проникали туда и греческие божества, главную роль играли арабские боги: Шамш, Наср, Аллат, Закика, ал-‘Узза).
Характерны изображения каменные, свинцовые и терракотовые изображение триады богов: мужчины, женщины и ребенка. Они известны под арамейскими именами Маран («Господин Наш»), Мартан («Госпожа Наша») и Бармартен («Сын Наших Господ»). Маран – это Шамш, Мартан – видимо, богиня Венеры Нанайя, Бармартена трудно сопоставить с каким-то конкретным из божеств семитских народов, но, возможно, это один из богов Луны.
Свидетельством культа богини Аллат, олицетворявшей как плодородие, так и войну, служат надписи, упоминания в именах хатрийцев и скульптурные изображения. На одном из рельефов Аллат стоит на льве и ее сопровождают две богини. Арабская традиция называет их ал-‘Узза и Манат. Напомним, что в доисламскую эпоху арабы считали этих богинь дочерьми Аллаха.
Аллат с двумя богинями (Safar, Mustafa 1974) Святилища Аллат у кочевых арабских племен служили убежищем для тех, кто спасался от кровной мести. Известно, что неприкосновенность гарантировал храм в Пальмире. Возможно, такую функцию храм Аллат выполнял и Хатре. В надписях встречается слово ‘ṣyly’, которое считают арамейской передачей греческого ἀσυλίαν ‘неприкосновенность’. Слово ‘ṣyly’ обозначало неких людей, которые жертвовали храму крупные суммы (в одном из случаев 10 мин серебра, то есть чуть более килограмма). Возможно, это была благодарность за спасение.
В храме бога Набу, одном из самых древних в городе, были найдены две алебастровые статуэтки этого бога. На одной он держит топор в правой и перо в левой руке, на другой у бога на плече изображены скорпионы. Бог Нишра (араб. Наср, Ниср) почитался в облике орла. Орел также был атрибутом Шамша, но тут разобраться легко: орел, который символизирует Нишру, изображается со сложенными крыльями, а орела Шамша – с распростертыми.
Бог Нишра в облике орла (Safar, Mustafa 1974)
Европейцы узнали о развалинах древней Хатры в первой половине XIX века. Первым в 1836 и 1837 годах там побывал Джон Росс, опубликовавший рассказ об этом в журнале Лондонского королевского географического общества. В 1841 году статью о Хатре напечатал Уильям Эйнсворт. В 1846 году Хатру исследовал Остин Генри Лэйард. Масштабные археологические работы провели немецкие археологи, которых возглавлял Вальтер Андре. Их итоги подведены в двухтомном издании, вышедшем в 1908 и 1912 годах. В 1974 году иракские ученые Фуад Сафар и Мухаммед Али Мустафа опубликовали книгу о древностях Хатры на арабском языке.
Желающие больше узнать о погибшем городе могут обратиться к изданной в 2009 году книге историка И. И. Надирова «Хатра. Арабы между Римом и Парфией».
Сообщение отредактировал Нелли - Пятница, 12.06.2015, 22:50 |
|
| |