Нелли | Дата: Суббота, 30.05.2015, 22:59 | Сообщение # 1 |
Сообщений: 278
Награды: 0
Репутация: 2
Статус: Offline
|
МАКСИМ РУССО
2 февраля начнется онлайн-курс «Археология фольклора» доктора исторических наук, заведующего отделом Америки Музея антропологии и этнографии, профессора факультета антропологии Европейского университета в Санкт-Петербурге Юрия Евгеньевича Березкина. Курс посвящен первому опыту применения интеллектуального анализа данных (data mining) к массовому материалу по мировому фольклору.
Для реконструкции путей древних миграций используются данные различных наук: археологии, генетики, лингвистики. Как выясняется, для этой цели вполне применима и информация, которую накопили специалисты по мифологии и фольклору за долгие годы фиксации устных текстов различных народов мира. Фольклорно-мифологические мотивы проявляют удивительную устойчивость, сохраняясь тогда, когда сменяется этническая и языковая принадлежность местного населения, а также способность следовать за своими носителями в ходе далеких, порой трансконтинентальных миграций.
Мотивом признается эпизод или образ (или комбинация эпизодов или образов), которые обнаруживаются в разных текстах. Соответственно мотив может быть элементарным или сюжетообразующим. Элементарные мотивы – это образы, встречающиеся в мифологии и фольклоре. «Солнце – антропоморфный персонаж», «великан, держащий небо», «дерево соединяет ярусы мироздания», «каждая из сторон света имеет свой цвет» – все это элементарные мотивы. А вот примеры сюжетообразующих мотивов: «персонажи достают со дна ил или песок, из которых образуется суша», «катящаяся голова преследует людей», «персонаж притворяется умирающим с целью быть покинуты на месте погребения и осуществить там свои желания», «герои сооружают мост из стрел», ««мужчина прячет одежду женщины, явившейся из иного мира, заставляя женщину выйти за него
замуж или помочь ему», «тыква оказывается чудовищем-поглотителем». Следует отметить, что мотивом надо признавать лишь те эпизод и образы, которые встречаются в различных традициях, а не записаны у людей, живущих в контакте друг с другом.
Чтобы иметь возможность на основании географического распределения мотивов делать выводы о древних миграциях, предварительно нужно собрать достаточно представительный материал о мифологических мотивах в самых разных традициях мира. При этом, чем полнее будет этот материал, тем точнее станут результаты исследования.
Для этой цели Ю. Е. Березкиным была начата работа по каталогизации мотивов. Из публикаций по фольклору и мифологии различных народов извлекались данные о встречающихся в них мотивах. В итоге эта деятельность вылилась в ежегодно обновляемый каталог «Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам». На данный момент он содержит 1952 мотива, представленных в 914 различных традициях. Мотивы в каталоге разбиты на группы: Солнце и Луна, происхождение особенностей окружающего мира, катастрофы, огонь и смех, происхождение людей и культуры, пол и секс, плодородие и земледелие, потерянный рай, сверхъестественные объекты, предметы, существа, герои-мстители, деяния героев, чудовища и злые духи, проделки и эпизоды. Для каждого мотива указывается, где он зафиксирован. Эти указания сопровождаются краткими резюме фольклорных текстов, которых в каталоге насчитывается около 50 тысяч.
После такой каталогизации можно посмотреть на карте распространение фольклорно-мифологических традиций, в которых зафиксирован какой-либо мотив. Вот где, например, по данным каталога, встречается мифологический мотив «Лунный кролик» – представление о том, что на лунном диске мы видим фигуру кролика (заяца).
Распространение мотива «Лунный кролик» (карта из книги Ю. Е. Березкина «Африка, миграции, мифология. Ареалы распространения фольклорных мотивов в исторической перспективе»). Стрелки показывают распространение данного мотива в связи с буддийской культурой.
Некоторые итоги работы Ю. Е. Березкина по установлению путей древних миграций при помощи анализа распределения мифологических мотивов изложены в его книгах «Мифы заселяют Америку. Ареальное распределение фольклорных мотивов и ранние миграции в Новый Свет» и «Африка, миграции, мифология. Ареалы распространения фольклорных мотивов в исторической перспективе».
Существуют мотивы, которые распространены почти повсеместно, например, «похищение огня». Они ничего не могут сказать нам про древние миграции или контакты между народами. Также бесполезны для этой цели исключительно локальные мотивы. Но есть среди мотивов такие, которые встречаются в нескольких регионах земного шара. Тогда можно выдвигать разнообразные предположения о связи между этими регионами. Конечно же, этого нельзя делать на основании только одного совпадения мотивов. Ведь практически для любых двух точек на Земле, пусть даже очень далеких, найдется какой-нибудь мотив общий для двух мифологических традиций народов в них живущих. Необходимо, чтобы набиралось достаточное количество общих мотивов. В качестве инструмента работы в данном случае выступают статистические методы, например, факторный анализ. Исследователю приходится также делать аргументированный выбор между двумя объяснениям совпадения мотивов: наличием общего источника и независимым возникновением в разных ареалах.
Выводы, которые можно сделать из распределения мотивов на карте, сопоставляются с данными других наук. Например, хорошие подтверждения в мифологии находит гипотеза генетиков о двух выходах современного человека из Африки. В результате первого из них была заселена Австралия, точнее Сахул – доисторический материк, в который входили Австралия и Новая Гвинея (окончательно «мост» между ними исчез в ходе повышения уровня океана всего лишь примерно 9 тыс. лет назад). В ходе второго выхода из Африки наши предки широко распространились по Евразии, вытесняя неандертальцев. В мифологии первое переселение человека находит подтверждение в мотивах общих для койсанских народов юга Африки и аборигенов Австралии. К числу мотивов, которые, возможно, сохранились со столь далекой эпохи, относится, например, история о птице, которая провоцирует другую убить своих птенцов. Или же объяснение смертности человека из-за различия между ним и месяцем, который, исчезнув, появляется вновь.
Сообщение отредактировал Нелли - Суббота, 30.05.2015, 23:00 |
|
| |