Гость!

Регистрация · Вход

Новые сообщения · Правила форума · Поиск
  • Страница 1 из 1
  • 1
Каменные колеи на Апшероне
НеллиДата: Понедельник, 20.04.2015, 23:25 | Сообщение # 1



Сообщений: 278
Награды: 0
Репутация: 2
Статус: Offline

Полуостров Апшерон известен во всем мире своим главным богатством – нефтью, которая буквально била из-под земли десятки тысяч лет.

Древние римляне, завоевав Апшерон, знали о лечебных свойствах нефти, но её активная добыча началась только в конце XIX века. Европейцы быстро поставили добычу апшеронской нефти на поток: построили железные дороги, нефтехранилища, терминалы и причалы, откуда можно было переливать сырую нефть в танкеры и транспортировать ее по Каспийскому морю в Россию, а оттуда в Европу. Однако были ли европейцы первыми, кто занялся добычей и транспортировкой нефти с Апшерона? Судя по геологическим находкам, обнаруженным на полуострове, вблизи Баку, нефть добывали и транспортировали в промышленных масштабах задолго до нашей эры.

В пригородных районах Баку обнаружены странные «каменные дороги». Они представляют собой параллельные канавы, образованные на скальной поверхности. Большинство дорог состоит из 2-3 канав глубиной от 5 до 50 см. Есть также дороги, в которых насчитывается от 5-ти и более канав. Это напоминает железнодорожную сортировочную станцию, откуда колеи расходятся в разные стороны. Хотя, большинство «каменных дорог» ведут в сторону моря и… уходят под воду. На отдельных участках длина параллельных канав составляет несколько сотен метров.

Кто и когда создал «каменные дороги» – пока неизвестно. Окаменевшие колеи встречаются на Апшероне в нескольких прибрежных поселках, расположенных рядом с Баку – это Бильгя, Зиря, Биби-Эйбат, Шихово, на древнем курганном поле между Говсанами и Тюркянами, а также около Дюбенди, Гала и Сураханы. Фактически «каменные колеи» пересекают весь Апшерон с Юга на Север. Возникает предположение, что кто-то (очень давно) создал на полуострове настоящую транспортную систему для перемещения какого-то груза, причем в огромных масштабах. Ничего, кроме нефти, на Апшероне никогда не было. Здесь не росли леса, нет залежей угля или других полезных ископаемых. О золотой руде или алмазных приисках и речи не идет! Получается, что тому, кто создал на полуострове разветвленную транспортную сеть, соприкасающуюся с морем, нужно было перевозить нефть. Причем, этому древнему «нефтедобытчику» требовалось довезти добытую нефть до побережья, а потом по морю транспортировать её еще куда-то. Какому же древнему народу это было под силу?

Албаны - предки нынешних азербайджанцев, о которых писал ещё в IV веке древнегреческий историк-географ Арриан, не добывали нефть и не транспортировали её, этим углеводородом особо не интересовались и другие местные народы: мидийцы, ахемениды, жители Атропатены. Получается, что окаменевшая от времени транспортная сеть на Апшеронском полуострове древнее албан и мидийцев…

Древние предки азербайджанцев вполне могли торговать нефтью и транспортировать её в эпоху процветания древнейших цивилизаций Востока. Потреблять апшеронскую нефть могли и древние египтяне, и их соседи - государства Месопотамии. Ведь в Шумере, Ассирии и Вавилоне зодчество, техника и военное дело были сильно развиты, они вполне могли использовать для своих нужд нефть и продукты ее переработки, например, битум или асфальт.

Одним из первых об окаменевших дорогах на Апшероне упомянул Ленц Эмилий Христианович (1804-1865), знаменитый русский физик, академик, профессор Петербургского университета, а впоследствии его ректор. В 1829-1830 годах Ленц занимался геофизическими исследованиями в южных районах России. В июле 1829 года он участвовал в первом восхождении на Эльбрус и определил высоту этой горы. Именно Ленц установил, что уровень Каспийского моря на 30,5 метров ниже Черного. Ученый тщательно исследовал береговую линию Каспия, будучи в Баку в 30-х годах XIX века.

В ходе исследований, Ленц видел загадочные колеи «двухколесных арб» на скалистом берегу острова Беюк Зиря (бывший Наргин). Ученый утверждал, что эти колеи тянулись от берега далеко в море и соединяли остров Беюк Зиря с поселком Шихово, расположенным на полуострове Апшерон на Шиховской косе. По свидетельству Ленца, большая часть колеи, несколько километров, проходила под водой, по скалистому дну.

Академик Ленц обследовал безлюдный остров Беюк Зиря и обнаружил сеть «каменных дорог», часть которых из-за выветривания, воздействия солнца и осадков, сильно стерлась. Это подтверждает их древнее происхождение! В ХХ веке на острове была дислоцирована советская военно-морская база и установлен маяк, в связи с чем, большая часть «каменных дорог», увы, была уничтожена.

В XIX веке азербайджанский учёный-просветитель, поэт и писатель Аббас Кули-ага Бакиханов в своих произведениях упоминал о «каменных дорогах». По его словам, в Бакинском уезде в деревнях Бильгя, Зиря, Биби-Эйбат, а также на некоторых островах в Бакинской бухте, видны на скалах остатки следов колес, идущих далеко в море.

Помимо Бакиханова, о странных колеях рассказывала Сара Ашурбейли – известный азербайджанский историк и исследовательница Баку. Она отметила, что окаменевшие следы «двухколесной арбы», уходящие в море, находятся в районе Умидгайа, а также около поселков Бильгя и Нардаран.

В конце ХХ века каменные колеи на Апшероне вновь привлекли к себе внимание. Их случайно обнаружили между поселками Говсан и Тюркян, и еще в Дюбенди, Гала, Сураханы. Многие дороги оказались практически стертыми временем или уничтожаются в результате деятельности человека. Так, в прибрежных поселках идет массовая застройка: частные дома и участки с высокими заборами возводятся поверх «каменных дорог». А вся территория около поселка Тюркян, где обнаружены загадочные колеи, находится в зоне разработки каменных карьеров. Памятники далекого прошлого на Апшероне исчезают.

Чтобы подробно изучить и охарактеризовать «каменные дороги» на Апшеронском полуострове, требует объединения усилий ученых и исследователей не только Азербайджана, но и ряда других стран. У России, например, накоплен огромный и очень ценный опыт в изучении геологических феноменов как природного, так и рукотворного характера. Нет сомнений, что окаменевшие колеи являются рукотворными объектами, но только геологи могут охарактеризовать каменную породу и понять, когда эти дороги могли возникнуть. Может им не тысячи, а десятки или сотни тысяч лет?

Колеи Апшеронского полуострова не одиноки – это не единственный в мире феномен! Аналогичные колеи известны в Греции, Италии, во Франции и даже на Мальте. Особенно поражают исследователей и туристов мальтийские колеи, их много не только на Мальте, но и на соседних островах. А вот в Турции, во Фригийской долине, найденные колеи датируются временами хеттов и фригийцев.

Напомню, что упоминания о хеттах можно найти в Библии, они встречаются в Ветхом Завете. Этот народ являлся коренным населением Малой Азии. Предки хеттов обосновались в Малой Азии еще в XIII-X тысячелетиях до нашей эры. При фараоне Тутмосе III, хетты присылали египтянам богатые дары. Хеттское царство пришло в упадок во время так называемой «катастрофы бронзового века». То есть, каменные колеи могли появиться одновременно в Турции и на Апшеронском полуострове в раннем бронзовом веке – это 4-ое тысячелетие до нашей эры!

Геологи, археологи, ученые и специалисты из разных стран мира тщательно изучали и обмеряли «каменные колеи» по всей Европе. Выдвинуты десятки гипотез, версий и предположений. Однако ученые не могут определиться с датировкой, окаменелость загадочных дорог вызывает ожесточенные споры, из-за чего временные рамки сильно расходятся – от нескольких тысяч до десятков и сотен тысяч лет. Часть ученых сходится во мнении, что параллельные колеи не могли появиться в скальной породе в результате трения колесных пар. Никакие колеса не могли бы стереть твердое скальное основание до глубины нынешних колей. Значит, параллельные канавы появились еще в мягкой глинистой породе, а потом, со временем, окаменели.

Ученым еще предстоит узнать, как были связаны «каменные дороги» на Апшеронском полуострове с аналогичными транспортными системами, обнаруженными в европейских странах и Турции. Вполне возможно, что апшеронскую нефть в доисторические времена транспортировать и в эти регионы!

Автор: Анар Гасимов, журналист-обозреватель

Колеи на Апшеронском полуострове. ФОТО:



Сообщение отредактировал Нелли - Понедельник, 20.04.2015, 23:26
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:




Яндекс.Метрика