Нелли | Дата: Воскресенье, 09.08.2015, 22:51 | Сообщение # 1 |
Сообщений: 278
Награды: 0
Репутация: 2
Статус: Offline
|
Фото предоставлены организаторами выставки. Автор фото: Сергей Куприянов
Пока медиапространство взрывается новостями из Каирского музея по поводу порчи/реставрации легендарной маски Тутанхамона, многие даже и не догадываются, что буквально под боком, а именно в Воронежском областном художественном музее им. Крамского хранятся такие египетские древности, которым мог бы позавидовать парижский Лувр или Британский музей в Лондоне. И коллекции этой (а она является настоящей гордостью России) уж 200 лет в обед. Только теперь она предстанет перед публикой в совершенно обновленном виде, а многие артефакты любители древностей вообще узреют впервые.
— Два века тому назад эти сокровища приобрел во время странствий по Египту Отто Фридрих фон Рихтер — дворянин из российского города Юрьева, — рассказывает «МК» один из кураторов обновленной экспозиции египтолог Виктор Солкин, — в 1915 году эти раритеты спасла от приближающейся войны воронежская интеллигенция; второй раз она сберегла древние шедевры от гибели в годы Великой Отечественной войны. Так вот в год 200-летия собрания стоит по-новому взглянуть на одну из лучших коллекций древнеегипетского искусства в России, экспозицию которой музей откроет в октябре. Тем более что саркофаги, стелы, статуи, многочисленные предметы погребального инвентаря, среди которых есть произведения искусства международного уровня, почти неизвестны широкой публике.
Чтобы понять значимость мощного выставочного проекта (которыми, признаемся честно, не очень нас балует арт-среда), достаточно перечислить несколько египетских сокровищ, — их вы совсем скоро увидите: это, например, маска храмовой певицы Неситауджатахет (подарок России от хедива (т.е. Правителя) Египта, 10 в. до н.э.), это фрагмент саркофага Несипахерентахата — великого царского писца, выдающегося архитектора, человека, который возглавлял в 10 в. до н.э. в Фивах комиссию по перезахоронению царских мумий в тайники; или это Пирамидион — верхушка пирамиды-надгробия вельможи Имхотепа с изображением разных форм бога Солнца (13 в. до н.э.); ну и, конечно, это ушебти — статуэтки слуг за душу умершего в ином мире (принадлежали высокопоставленным жрецам и жрицам храма Амона в Карнаке, фаянс, 11-10 вв.).
Понятно, что никакого намека на провинциальный музейный нафталин в Воронеже вы не обнаружите — это будет экспозиция европейского уровня, и мало того, многие предметы прошли через тщательную реставрацию. Как мы узнали в музее, «новое обследование коллекции, проведенное при подготовке египетского зала музея им. Крамского, позволило не просто уточнить многие детали и исправить фактические ошибки, допущенные более ранними исследователями; в итоге работы была создана новая экспозиция, в которой все памятники, в том числе и те, что раньше не экспонировались, представлены, как единый комплекс, позволяющий показать все основные особенности древнеегипетского искусства, многое рассказать о древнеегипетской цивилизации».
А это очень существенный момент. Нет нужды говорить, что в деле представления древнеегипетских раритетов как никогда важны подход и системность; неоднократно в комментариях «МК» именитые египтологи отмечали, что половина ценности египетского наследия — это именно изначальная целостность коллекции, ее общее, масштабное восприятие. Раздроби ее, разнеси по норам, по музейчикам — уйдет львиная доля смысла.
Любопытно, что в процессе работы над экспозицией ученые впервые за многие десятилетия приоткрыли саркофаг Несипахерентахата, который, как оказалось, богато расписан внутри.
— Дальнейшее исследование памятника, — говорят сотрудники, — возможно после его комплексной реставрации, которая позволит исправить былые ошибки исследователей, порой утверждавших, что саркофаг внутри росписей не имеет. Так что новая экспозиция, актуальная и очень наукоемкая, таким образом, не только возвращает зрителю превосходные памятники и позволяет привычные шедевры увидеть под новым углом зрения, но и расширяет исследовательские горизонты.
Напоследок несколько слов об Отто Фридрихе фон Рихтере — образованном путешественнике, наделенном прекрасным художественным вкусом, сыне лифляндского ландрата. В зрелые годы он отправился в продолжительное путешествие на Восток, о котором давно мечтал, ибо «хотел обрести на Востоке новое мироощущение, а современная Европа с ее взглядами казалась ему скучной и однообразной». Увы, за это «мироощущение» фон Рихтер, в конечном счете, поплатился жизнью (в августе 1816-го уже коллежский асессор Отто Фридрих фон Рихтер умер от острой дизентерии в Измире). Подарив нам, однако, чудесную восточную коллекцию, собранную им в Верхнем Египте, а конкретно — в фиванском некрополе (после его смерти раритеты прибыли сначала в Швецию, а затем в Дерпт).
|
|
| |