Гость!

Регистрация · Вход

Новые сообщения · Правила форума · Поиск
  • Страница 1 из 1
  • 1
Изготовление каменного топора требует шевелить мозгами
НеллиДата: Суббота, 18.04.2015, 00:51 | Сообщение # 1



Сообщений: 278
Награды: 0
Репутация: 2
Статус: Offline


Каменные топоры и другие орудия первобытного человека лишь на первый взгляд кажутся примитивными. Современному человеку и, вероятно, его древнему предку приходилось для этого прилагать немало интеллектуальных усилий, как показывает исследование международной команды ученых под руководством Дитриха Стута (Dietrich Stout) из университета Эмори (США). Свое исследований они опубликовали в журнале PLOS ONE.

Чтобы проверить свою гипотезу о том, что для того, чтобы изготовить каменные орудия труда, нужны не только сильные руки, но и голова, ученые отобрали шесть добровольцев из числа студентов Эксетерского университета (Великобритания). В течение 22 месяцев они учились изготовлять орудия труда первобытного человека. В их задачу входило научиться делать олдувайское рубило, которое предок человека изготовлял еще 2,6 млн лет назад, и более современный ашельский топор, который появился всего 500 тыс. лет назад.

В начале и конце обучения испытуемым провели функциональную магнитно-резонансную томографию, во время которой показывали короткие видео, где демонстрировалось, как предполагается ударить заготовку, и спрашивалось о том, что из этого должно получиться и правильно ли это с точки зрения технологии. В результате оказалось, что в конце эксперимента студенты давали более правильные предсказания, при этом у них больше была задействована префронтальная кора головного мозга. Кроме того, ученые выявили связь между тем какого типа орудие демонстрировали испытуемым и работой их мозга. Выяснилось, что при размышлении над тем, как сделать ашельский топор, мозг работает активнее, чем над олдувайским рубилом.

Как говорят ученые, этот эксперимент показывает, что для того, чтобы начать изготовлять топоры ашельского типа, человеку пришлось думать намного более интенсивно, что, в свою очередь, могло привести и к иным изменениям в мозге. Например, одним из косвенных последствий могло быть появление языка, поскольку изготовлению каменных топоров требовалось обучать.


Сообщение отредактировал Нелли - Суббота, 18.04.2015, 00:53
 
НеллиДата: Воскресенье, 19.04.2015, 23:12 | Сообщение # 2



Сообщений: 278
Награды: 0
Репутация: 2
Статус: Offline


Ручные рубила периода раннего палеолита можно считать доказательством того, что умственные способности представителей рода Homo, живших в то время, не следует недооценивать. Исследование, результаты которого опубликованы в журнале PLOS ONE, показало, что эти древние орудия не так уж просты изготовлении.

Учёным удалось проследить взаимосвязь между активностью префронтальной коры головного мозга, умением принимать технологические решения и непосредственно успехом в изготовлении каменных приспособлений. По словам одного из авторов исследования, Дитриха Стаута (Dietrich Stout) из Университет Эмори, изготовление ручного рубила является более сложным, чем могло бы показаться, процессом, имеющим ряд нюансов, «Не стоит думать, что люди-обезъяны просто стучали камнем о камень. Мы должны относиться к производителям орудий Каменного века с уважением», – считает учёный.

Каменные орудия, получаемые путём удара о каменную «заготовку» оленьим рогом, костью, или другим камнем, – одни из древнейших свидетельств формирования современного поведения человека. Наиболее примитивные из таких предметов относятся к олдувайской культуре, – разламывать камень пополам, чтобы тем самым сделать его острым, древние люди стали приблизительно 2,6 миллиона лет назад. Ашёльские ручные рубила появились на два с лишним миллиона лет позднее и были значительно сложнее в изготовлении – необходимо было создать два сходящихся в остриё двусторонних лезвия, чтобы конструкция в целом была симметричной.

Учёные решили проверить, какие зоны мозга оказываются в наибольшей степени задействованы при создании ручного рубила, насколько при этом важны моторные функции и насколько – стратегическое мышление. Для того, чтобы выяснить это, учёные предложили освоить мастерство дробления камня шести добровольцам-студентам. Помимо собственно тренировок в начале, середине и конце эксперимента, продолжавшегося полтора года, участникам показывали видеоролики, в которых на заготовке красным отмечалась точка, в которую планируется нанести удар, а белой – часть камня, которая должна при этом отколоться. Затем студенты должны были ответить на два вопроса – кажется ли им верным предсказание относительно отколовшейся части и согласны ли они, что удар в предложенную точку будет верным решением для получения хорошего рубила. В это время учёные наблюдали за активностью мозга участников с помощью функциональной и диффузионной МРТ.

Ответ на первый вопрос в первую очередь зависел от работы задних отделов мозга и требовал реакции такого рода, которая пригождается при выполнении отточенных до автоматизма действий. Второй вопрос, напротив, активизировал активность префронтальной коры головного мозга, то есть заставлял подключить когнитивные способности, представляющие главную сильную сторону современного человека. И именно с умением предсказывать «стратегию» дробления качество рубил кореллировало в первую очередь. То есть работу эту нельзя назвать «автоматической» и зависящей только от глазомера и практики, подчёркивают учёные.

При этом древние люди мастерством нередко превосходили участников эксперимента. Исходя из этого, исследователи приходят к выводу, что наши далёкие предки могли быть значительно умней, чем порой предполагается.
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:




Яндекс.Метрика